«Зарубежный коллекционер» приветствует всех, кто заглянул к нам на огонёк! Надеемся, что Вы найдёте у нас нужную и полезную для Вас информацию о коллекционных делах за рубежом и дома, в России. Заглядывайте почаще - всегда будем рады.
Русский взгляд - История

Семья ювелиров Болин. Петербург - Москва - Стокгольм

muntjan© Мунтян Т. Н., «Оружейная палата» Московского Кремля

Татьяна Николаевна Мунтян, старший научный сотрудник-хранитель коллекции русского художественного металла ХIХ - начала ХХ века (коллекция изделий фирмы К. Фаберже и русских ювелирных фирм) отдела «Оружейная палата» Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», в особых представлениях в профессиональном сообществе не нуждается. Её хорошо знают деятели ювелирного искусства не только нашей страны, но и за рубежом.  «После окончания искусствоведческого отделения МГУ,  приняв в конце 1980-х годов сложнейшую по своему качественному и количественному составу коллекцию русского ювелирного искусства  Оружейной   палаты,  Татьяна   Мунтян  приложила грандиозные усилия по её изучению и популяризации. Искусство Фаберже стало делом её жизни», - пишет Валентин Скурлов,  историк ювелирного искусства. Вместе с коллекцией Фаберже, продолжает он, она исколесила весь мир: была с лекциями о Фаберже, пользовавшимися огромной популярностью, в Австралии, Китае, Бельгии, США, Швеции, Англии, Финляндии. Татьяна Николаевна автор целого ряда книг, каталогов и массы статей, связанных с русским ювелирным искусством. Одну из них ЗК и предлагает своим читателям.

«За все многолетнее существование фирма семьи Болин отличными образцами работы своих мастерских постепенно подымала ювелирное дело до высокой техники исполнения и способствовала тем самым искусству и художественному вкусу». Столь лестная характеристика из памятной записки Министру Императорского Двора за 1911 г. была дана старейшему русскому ювелирному предприятию «Карл Эдуард Болин», оказавшемуся впоследствии в тени другого гениального Карла - Фаберже. Так сложилось, что название фирмы ныне известно только узкому кругу специалистов, коллекционеров и знатоков русского ювелирного искусства, хотя в прежние времена она составляла достойную конкуренцию своему блистательному современнику и к тому же была основана задолго до того, как Густав Фаберже открыл в Петербурге небольшую ювелирную мастерскую и магазин.

История фирмы Болин началась в 1796 г.. Основатель дела Андрей Григорьевич Ремплер имел почетное звание придворного ювелира императоров Павла I и Александра I, а также являлся Оценщиком Кабинета Его Императорского Величества. Дело продолжили зятья удачливого выходца из Саксонии - немец Ян и швед Карл Эдуард Болин, чье имя впоследствии получила фирма. Под их руководством предприятие стало известно далеко за пределами России после успеха на Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне. «Бриллиантовых и золотых дел мастера из Санкт-Петербурга» Ян и Болин представляли российское ювелирное искусство наряду с придворными ювелирами В. Кеммерером и Л. Зефтингером. Произведения по этому классу наряду с некоторыми другими служили украшением выставки и «значительно содействовали ее успеху», хотя в те времена «многие считали невозможным для нашего отечества первенствовать или даже соперничать с другими государствами, особенно с Францией, законодательницей моды и вкуса». (1) Тем не менее, разборчивая европейская публика была восхищена русскими бриллиантами, малахитами, каменными мозаиками, серебром и бронзой. Бриллианты Кеммерера и Зефтингера нравились посетителям «благородным изяществом вкуса» и превосходным выбором камней. Обозреватель посчитал, что произведения Болина уступали во вкусе изделиям этих ювелиров, но зато «они решительно превосходили совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы, выставленной г. Лемонье, знаменитым парижским ювелиром». Г. Гоп, первый знаток-любитель, которому принадлежало лучшее собрание драгоценных камней в Англии, купил браслет Болина. Вероятно, речь идет об одном из четырех представленных на выставке браслетов из бирюзы и бриллиантов. Два браслета стоимостью в 280 и 285 рублей были выполнены в виде змеи. Другие два, более роскошные, стоили почти в десять раз дороже. Вместе с ними экспонировалась брошь в виде узла из мелкой бирюзы числом в 754 штуки, а также украшения из дорогих, редкостных и крупных камней. В обзоре упоминается диадема с большим рубином в 44 карата и великолепным опалом ценой в 2500 рублей (колоссальная по тем временам сумма), усыпанная более мелкими рубинами и огромным количеством бриллиантов и алмазов огранки «роза». Помимо этого, фирма представила брошку в виде бриллиантовой ветки, в которой доминировала стальная жемчужина в 19 карат, брошь «из виноградных листьев», украшенная бриллиантами и рубинами, и бриллиантовый браслет с жемчугами. Роскошное, судя по описанию, севинье с двумя большими жемчужинами разной формы и тридцатью тремя бриллиантовыми подвесками стоило 3000 рублей, причем «фасон» (то есть работа) оценивался в 96 рублей. (2)

Надо отметить, что умение подбирать камни, создавать из них гармоничные сочетания и великолепно закреплять их в тончайших оправах традиционно отличало ювелирную продукцию фирмы Болин на протяжении всей ее деятельности. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве 1882 г. в витрине фирмы «К. Э. Болин» были выставлены исключительно ювелирные изделия, как то: брошка в виде птицы, выполненная по образцу флорентийских изделий XVI столетия, две ручки веера, отделанные рядами рубинов и жемчужин, золотая с аметистами и бриллиантами панагия и роскошная бриллиантовая диадема с жемчужными подвесками ценностью в 120000 рублей, принадлежавшая Великому Князю Владимиру Александровичу. В периодической печати и отчете, посвященным этой выставке, было отмечено, что фирма пользуется «громадной известностью и существует без малого сто лет», а г. Болин является одним из старейших представителей ювелирного мастерства в России. Оценка работ фирмы была самая превосходная. Современники отмечали, что вещи относятся к «тонкому артистическому, художественному роду» и отличаются необыкновенным блеском драгоценных камней, искусно вставленных и подобранных с большим вкусом. Обозреватели не прошли мимо важной особенности изделий фирмы Болин, отмеченной еще в 1851 г., которая, по их мнению, заключалась в укреплении веских камней в мелкие гнезда. «По-видимому камню не на чем почти держаться; он между тем укреплен плотно и составляет с гнездом как бы одно нераздельное целое. Солидность работы, не вредящая изяществу, блеск, не вредящий вкусу, отмечают произведения г. Болина в ряду других произведений того же рода». (3)

Перечень вещей, которые фирма выставляла на российских и зарубежных художественно-промышленных выставках, а также счета в камеральный отдел Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о том, что производство украшений было главной отраслью в творчестве ювелиров семьи Болин. Петербургский филиал специализировался на выпуске драгоценных брошей, колье, запонок, галстучных булавок и тому подобной продукции, львиная часть которой предназначалась для нужд высочайших особ. Долгое время служба Кабинету Его Императорского Величества была основной в деятельности придворных ювелиров и оценщиков Болиных. Со дня основания фирмы и на протяжении последующих ста лет они постоянно поставляли императорскому и великокняжеским дворам свои произведения. Этим отчасти объясняется тот факт, что вещей этой фирмы сохранилось столь мало. Революционное время было особенно безжалостно к ювелирным изделиям с большим количеством драгоценных камней. Они прежде всего подлежали конфискации и уничтожались: крупные, драгоценные камни вынимали из оправ и продавали, а оправы из золота, серебра и платины переплавляли, превращая в слитки. Молодая Советская республика нуждалась в средствах, и за ее пределы хлынул поток драгоценностей, составлявших на рубеже столетий не только одну из блистательных граней обособленного мира роскошных дворцов, балов и приемов, но и неотъемлемую часть жизненного уклада довольно широких слоев населения. И все-таки наиболее пострадали украшения, находившиеся в имуществе последних русских императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны и других высочайших особ - главных заказчиков фирмы Болин. Царское имущество сначала было эвакуировано Временным правительством из Петрограда в Москву, а затем попало в руки большевиков. Точно так же пострадали многие вещи других русских ювелиров и, конечно, Фаберже. И тем не менее, наследие Фаберже огромно, так как в творчестве своем он сумел объять все виды и отрасли ювелирного дела. Оборот был огромен, а ассортимент бесконечно разнообразен: галантерея, столовая утварь, украшения, сувенирные изделия - продукция как массовая, так и уникальная. Талант Фаберже, художественный и предпринимательский, и его фантазия были неисчерпаемы, ему было присуще стремление постоянно расширять свой ассортимент и создавать новые, неожиданные виды продукции. А фирма Болин с ее элитарностью и традиционной ориентацией не на количество, а на создание дорогих украшений, где главную роль играли драгоценные камни, имела гораздо меньше возможностей охватить обширный российский рынок и завоевать сердца зарубежных покупателей.

В этом плане очень показательным являются счета, представленные обеими фирмами в Собственную Канцелярию Ее Императорского Величества имп. Александры Федоровны , ныне хранящиеся в архиве. За сухим, как покажется на первый взгляд, перечнем вещей и сумм виден характер деятельности ювелирных предприятий. Так, в апреле 1898 г. фирма «К. Э. Болин» изготовила для царского двора три изделия: бриллиантовую и жемчужную брошь и колье с сапфирами и бриллиантами на общую сумму в 15240 рублей. Апрельский счет от фирмы Фаберже, помещенный рядом, выписан почти на такую же сумму, но в нем числится двадцать вещей: электрические звонки причудливых форм из самых разнообразных материалов, вазы и лампа Галле в серебряных оправах, лягушка нефритовая, яички-брелоки, запонки, лупа, порт-сигарет и, наконец, аквамариновая диадема. (4)

Особенно крупные заказы фирма Болин получала в связи с различными важными событиями в жизни империи и царской семьи, например, бракосочетаниями высочайших особ. Так, к свадьбе Великой Княжны Ольги Александровны (сестры императора Николая II) Болин изготовил несколько парюр из изумрудов, рубинов и бриллиантов и очень дорогую брошь в 19200 рублей. Роскошные императорские пасхальные яйца Фаберже были гораздо дешевле. Так, пасхальный подарок 1902 г. - знаменитое яйцо «Клевер», выполненное в сложнейшей технике оконной эмали, усыпанное алмазами огранки «роза» и рубинами, - было приобретено царем за 8750 рублей. (5)

Как сказано в одном старинном документе, фирма Болин в течение «свыше-вековой художественной полезной деятельности несла беспорочную службу Кабинету Его Величества и всегда пользовалась знаками благоволения со стороны своих Высоких заказчиков». (6) Различные почетные звания, которые имели ювелиры этой семьи, подтверждают факт особого расположения к ним со стороны правителей Российской Империи. Так, Карл Эдуард Болин, вступив в дело в 1835 г., был назначен Оценщиком Кабинета и приобрел звание придворного ювелира. Его сыновья и Эдуард и Густав, в чье владение перешла фирма в 1864 г., с этого же времени стали Оценщиками Кабинета и придворными ювелирами, в то время как знаменитый Карл Фаберже был удостоен этого звания в 1911 г., в весьма почтенном возрасте, по ходатайству своих сыновей. Во время коронации имп. Александра III в 1883 г. Эдуард Болин был командирован по службе в древнюю первопрестольную Москву, где имел право беспрепятственного входа во дворцы. После торжеств он получил темно-бронзовую медаль для ношения на груди на Александровской ленте в память священного коронования. За благотворительные дела и «полезную деятельность на почве отечественной торговли и промышленности» Эдуард Болин был награжден орденом св. Владимира 3-й степени , а Густав - орденом ев, Анны 2-й степени и званиями Коммерции Советников. Оба были купцами 1-й гильдии и Потомственными Почетными гражданами. Все это позволило братьям ходатайствовать о возведении их, на основании действовавших законов, в Российское потомственное дворянское достоинство.

Судьба еще одного ювелира семьи Болин - Генрика (Андрея) Болина была в большей степени связана с Москвой. Вместе с англичанином Шанксом он открыл фирму «Английский магазин. Шанкс и Болин». В период, когда московской фирмой руководили петербуржцы Эдуард и Густав, на вещах ставили клеймо «К. Э. Болин». На некоторых изделиях встречается также марка «W. A. BOLIN», принадлежавшая Вильгельму (Василию Андреевичу) Болину, сыну Генрика Болина. Московский филиал фирмы помещался на одной из самых фешенебельных улиц древней столицы, «бриллиантовой улице» Москвы - на Кузнецком мосту в доме N 12, недалеко от магазина фирмы К. Фаберже.

Московское отделение ориентировалось на массового покупателя, и в его ассортименте значительную часть составляла серебряная утварь: посуда, столовые приборы, разнообразная галантерейная продукция. Расцвет деятельности предприятия приходится на рубеж прошлого и нынешнего столетий, и многие из сохранившихся изделий несут на себе приметы стиля «модерн», столь популярного в древней столице, в отличие от аристократического Петербурга с его традиционной ориентацией на классику.

Недаром современники писали, что «все модернистское шло из Москвы и так или иначе связано с ней».

Среди немногочисленных произведений фирмы Болин, хранящихся в музейных коллекциях нашей страны, преобладают изделия, выполненные в Москве в к. XIX - нач. XX вв. Интересная группа экспонатов с клеймами некогда прославленного предприятия находится в русской национальной сокровищнице Оружейной палате. В фондах музея хранится восемь произведений фирмы, часть из которых поступила в 1970-х гг. из Гохрана, а другие были приобретены закупочной комиссией у частных лиц за последнее время.

Серебряная рамка для фотографии, выполненная в стиле модерн, была подарена музею Р. М. Фрусман. Вещь имеет все внешние признаки «нового стиля». Характерен сам мотив полуобнаженной женской фигурки (вероятно, наяды) среди высоких камышей с жемчужными головками и сверкающими каплями алмазов на листьях. Внутренний контур рамки вторит очертаниям тела, упругой линии развевающихся прозрачных одеяний, изгибам камышовых стеблей и листьев. Эта изысканная ювелирная миниатюра могла бы послужить иллюстрацией к «Фейным сказкам» Бальмонта: здесь есть и «жемчуга из света лунного» и «алмазные огоньки росинок» и сама «фея вод».

Почти в одно время с рамкой были выполнены две серебряные парные вазы для цветов с клеймом «СЕ BOLIN». Художественное восприятие основано на пластическом мотиве резвящихся юных нимф и шаловливых амуров, помещенных на сосудах, словно драгоценные ожерелья. Эти декоративные интерьерные вещи рассчитаны на несколько точек зрения, предназначены для осмотра с разных сторон, для любования. Форма ваз не вполне обычна для подобных предметов: их округлое шаровидное тулово и высокое горло напоминают старинные народные кринки. Эта форма была популярна у художников и мастеров неорусского направления, работавших как с металлом, так и с керамикой. Массу подобных сосудов - сливочников, кружек для кипятка и так далее - выполняли русские серебряные фирмы на рубеже прошлого и нынешнего столетий. Их поверхность часто имитировала берестяное плетение, дерево или лыко. В данном случае поверхность ваз покрыта стилизованным орнаментом в духе «ар нуво» - болотными растениями, «стекающими» по стенкам волнами. В то же время игривый сюжет напоминает об эпохе рококо: пухлощекие амуры пытаются снять прозрачные покрывала с юных нимф. Художники фирмы «Болин» обращались к стилям прошлого, вдохновлялись ими, искали в искусстве предшествовавших веков «основание традиций и методов».

Свободный, неимитационный подход к формам и декору прошлого, характерный для стиля «модерн», отличает и другие изделия фирмы в кремлевской коллекции. В этом плане весьма показателен гладкий полированный подносик для перчаток с бордюром из рокайльных завитков, образующих выразительную, изгибающуюся линию. В строгой неоклассической сухарнице акцент сделан на гладкой, сверкающей поверхности металла, слегка оживленной лавровым пояском. Суховатые формы и орнаменты говорят о том, что перед нами- вещь начала XX столетия.

Особым великолепием среди группы изделий фирмы отличается массивная серебряная ваза для фруктов. Сложное тяжелое основание поддерживает хрустальную тарелку, граненую стилизованными «павлиньими перьями», контуры которых обрамлены прихотливыми линиями серебряной оправы. Тонкий, «прочувствованный» рельеф оправы, высочайшее качество скульптурного литья, удачное сочетание серебра и великолепного сверкающего хрусталя свидетельствуют о большом внимании, которое уделяли на фирме производству подобных изделий.

Совсем недавно музей-заповедник «Московский Кремль» приобрел еще одну хрустальную вещь в серебряной оправе фирмы Болин - небольшой графин для водки, сделанный в московском филиале в к. XIX в. Его круглое, граненное мелким камнем тулово обхватывает тонкий серебряный лиственный поясок, а ручка состоит из двух свернувшихся в трубочку листьев. Оправа горла завершается откидной крышкой, на которой среди бурных пенящихся волн «плывет» лебедь. Одновременно с этой вещью музеем был куплен граненный строгими регистрами хрустальный графин в серебряной суховато-изысканной «ампирной» оправе фирмы Фаберже. Он также выполнен в Москве, но выглядит настоящим «петербуржцем» по сравнению с графинчиком фирмы Болин с его живописностью и мягкой сочной пластикой.

Итак, в начале XX в. московский филиал фирмы был на подъеме. Его владелец, Василий Андреевич отправился в Германию, чтобы открыть в Бад Хоенбурге еще один магазин. Там его застала первая мировая война. Василий Андреевич решил уехать в Россию через Швецию, но в Стокгольме банкир Валенберг уговорил его открыть магазин. Это произошло в 1916 году, в торжественной обстановке, в присутствии шведского короля Густава V. С тех пор и до сегодняшнего дня фирма Болин является поставщиком драгоценностей Его Королевского Величества.

А между тем, в августе 1919 г. в магазин фирмы «В. А. Болин» в Москве явилась группа «товарищей»: агенты продовольственного отдела, комиссии по ликвидации ювелирной секции (!), сотрудники комиссии по благородным металлам в сопровождении председателя домового комитета. В документах остались имена этих людей, которые вскрывали кассы и рылись в кладовых магазина в поисках бриллиантовых, золотых вещей и денег. Правда, их как раз и не оказалось. Тогда добросовестные агенты и представители общественности переписали огромное количество серебряной посуды и утвари, упаковали их в 131 коробку и «вывезли означенный серебряный товар» для сдачи на склад. (7) Так закончился блистательный путь ювелиров семьи Болин в России.

В 1996 году отмечался 200-летний юбилей знаменитой фирмы. В Шведской Королевской Оружейной палате Ливрускаммарен состоялась замечательная выставка «В. А. Болин. 200 лет истории. Санкт-Петербург, Москва, Стокгольм». В двух небольших залах, до отказа заполненных посетителями все три месяца, было представлено более 200 экспонатов из 26 государственных и частных собраний, аукционных и антикварных домов. Среди российских участников были Гос. Эрмитаж, ГИМ, Оружейная палата Музея «Московский Кремль» и Русский национальный музей искусств. Вышла книга, посвященная истории фирмы, среди авторов которой - три российских эксперта, в том числе и автор этой статьи. Так мы попытались воздать должное некогда знаменитой российской фирме, чей юбилец отмечался вдали от страны, где началась ее слава.

Примечания

  1. Обозрение Лондонской Всемирной выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности. СПб, 1852, с. 191.
  2. Каталог Российским произведениям, отправленным на Лондонскую выставку 1851 г. СПб, 1851, с. 74.
  3. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. в Москве. СПб, 1883, т. III, с. 13.
  4. РГИА, ф. 468, оп. 13, д. 2190, 1898 г., с. 12-15.
  5. РГИА, ф. 468, оп. 14, д. 957, 1902 г., с. 16.
  6. РГИА, ф. 468, оп. 8, д. 1135, с. 13.
  7. Выражаю благодарность господину Кристиану Болину, любезно предоставившему эти сведения.

Оригинал материала опубликован в сборнике статей "Научные чтения памяти В.М. Василенко", М.; 1998, сс. 95-101

Комментарии  

Claudio
#2 Семья ювелиров Болин. Петербург - МоскваClaudio 15.04.2017 15:34
I don't even know how I ended up right here, however I assumed this submit used to be great.
I do not know who you are however definitely you're going to a famous blogger in the event you are not already.
Cheers!

My web page ... BHW: http://fanatah.com.calantha.arvixe.com/fanatah-blog/java-se-7-programmer-2
Margareta
#1 Семья ювелиров Болин. Петербург - МоскваMargareta 09.04.2017 20:39
Every weekend i used to pay a visit this web site, for the reason that i want enjoyment,
as this this web site conations truly fastidious funny stuff too.


Also visit my homepage :: BHW: http://3x300.mihanblog.com/post/898

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Партнеры
Статистика
Количество просмотров материалов
3087744