«Зарубежный коллекционер» приветствует всех, кто заглянул к нам на огонёк! Надеемся, что Вы найдёте у нас нужную и полезную для Вас информацию о коллекционных делах за рубежом и дома, в России. Заглядывайте почаще - всегда будем рады.

Пропаганда революционных идеалов посредством искусства медали (chnm.gmu.edu)

Уэйн Хенли (Wayne Hanley)

28 октября 1792 года в своей речи перед Национальным конвентом знаменитый художник Жак-Луи Давид призвал к созданию серии медалей по типу древних греческих и римских монет, которые должны были увековечить «славные события» и «великих людей», сделавших эти события возможными. [1]

Действительно, важность жанра медали для пропаганды революционных идеалов проявляется уже в первые годы Французской революции. [2]

Над такими медалями работала целая плеяда медальеров эпохи, начиная от совсем неизвестных граверов, стремившихся таким образом утвердить свое имя, до бывших королевских мастеров, таких, как Августин Дюпре, Бертран Андрие и Бенджамен Дювивье, которые в новых условиях употребили свой талант на дело прославления французской революции. [3]

Медали и жетоны были посвящены многим великим персонажам и памятным датам того времени и были доступны широкой аудитории.

Например, до своего бегства в Варенн Людовик XVI представлялся на медалях как реставратор французской конституции и как большой сторонник реформ. Одновременно другие медали прославляли Жана-Сильвена Байи, графа де Мирабо маркиза де Лафайет и других великих деятелей Революции. [4] Медали чеканили в память многих ключевых событий, таких как открытие Генеральных штатов, различные революционные праздники, а также события великих революционных дней.

Из многих действий революционных масс ни одно настолько не захватило воображение современников, насколько поразили всех события 14 июля 1789 года. [5] По утверждению Рольфа Рейхардта (Rolf Reichardt), важность взятия Бастилии можно оценить по степени распространения изображений, связанных с этим событием. [6] И хотя в то время основными способами передачи изображений были гравюры и эстампы, не только они были основным способом увековечивания событий или улучшение информированности общественности о силе коллективного действия.

Еще в ходе Революции политические лидеры, подобно Давиду, рассматривали использования возможностей медальерного искусства для увековечивания великих дней, ключевых фигур и важных идеалов Французской революции. Таким образом, медали, как и эстампы, стали важным методом распространения идеалов и образов революции. Это особенно верно в отношении падения Бастилии. [7] Пожалуй, самой художественно впечатляющей из них явилась медаль Бертрана Андрие «Взятие Бастилии (Рис. 1), первое объявление о продаже которой появилось на страницах Парижского журнала 6 января 1790. [8]

Медальеру удалось в ярких деталях передать ход осады тюрьмы и изобразить «сцены насилия», описанные, в том числе, в эссе Вивиан Камерона (Vivian Cameron). [8]

Солдаты Национальной гвардии Парижа прибыли к крепости и, как и другие осаждающие, открыли огонь по Бастилии. По крайней мере, один солдат (крайний справа) держит в руках вилы, являющиеся не только символом активной роли гвардии, но и в более широком смысле – всего народа Парижа, – идея выраженная в легенде медали: «Prise par les citoyens de la ville de Paris le 14 Juillet 1789.» («Взята жителями Парижа 14 июля 1789 года»). Три пушки, направленные на крепость, находятся в различных стадиях стрельбы: одну (слева) заряжают, другая (в центре) изображена в момент прицеливания, а третья (правая) – ведет огонь.

Поднимающийся дым скрывает часть сцены, передавая чувства интенсивности действий толпы. Два трупа, справа и  по центру также указывают на то, что падение тюрьмы не обошлось без жертв. Последующие события приведут к гораздо большим жертвам, включая убийство коменданта тюрьмы маркиза де Лоне.

Андрие, как известно, изготовил два варианта этой медали, хотя различия были незначительными  [9]

Эти медали оказались чрезвычайно популярными. Чтобы удовлетворить спрос населения на эти медали, в продажу выбросили более 800 подделок. [10] В целом, эти медали дополняют эстампы того времени, например, «Взятие Бастилии 14 июля 1789 года» Шарля Тевенина (Сharle Thevenin).
Вдохновленный успехом этих медалей, Андрие планирует создать целую серию медалей в память о великих событиях революции. [11]

Его вторая большая медаль посвящена событиям октября, а именно прибытию короля в Париж. В отличие от эстампа «Памятный день в Версале», медаль изображает въезд царской семьи на Королевскую площадь (позднее переименованную в площадь Согласия). На заднем фоне изображена конная статуя Людовика XV, назвавшего площадь своим именем. В окнах кареты в сопровождении марширующих солдат и офицеров видны лица Людовика XVI, Марии Антуанетты и дофина («пекарь, жена пекаря, и сын пекаря»). Все происходит в атмосфере ликования. Хорошо одетые парижане приветствуют королевскую семью. Справа изображен отец семейства, поднимающий сына на плечи, чтобы тот смог лучше увидеть происходящее.

Единственным намеком на роль революционных масс, действия которых, в конечном итоге, способствовали возвращению короля в Париж, может служить образ женщины (слева), которая идет вслед за королевским кортежем и размахивает мечом или какой-то палкой. Хотя она почти теряется среди толпы солдат.

Как и более ранние работы Андрие, эти медали были отчеканены из олова в двух вариантах. [12] Различия состояли в надписях. На первоначальном варианте медали была размещена надпись «La nation a conquis son roi» («Нация завоевала короля») [Рис.3], которая на первый взгляд выглядит провокационной, если не сказать больше.

smRevolmedal2Рис 3. Медаль в честь прибытия короля в Париж 6 октября 1789 года. «Нация завоевала своего короля»

Это отсылает нас, однако, не к самому факту приезда короля в Париж (он будет отстранен от власти все той же толпой в августе 1792 года), а к обращению мэра Парижа Жана Сильвена Байи к королю 17 июля 1789 года после падения Бастилии. Вручая королю ключи от города, Байи вспомнил, что когда-то эти же ключи  были преподнесены королю Генриху VI, который завоевал сердца своего народа; в 1789 году люди завоевали своего короля. [13]

По словам Мишеля Хеннина (Michel Hennin), Андрие вскоре понял, что легенда не совсем удачна, и подготовил второй вариант с менее спорной надписью: «Arriv?e due roi ? Paris» («Прибытие короля в Париж») [Рис.4], которая, пожалуй, больше подходит условиям 1790 года. [14]

smRevolmedal3

Хотя памятные медали Бертрана Андрие, очевидно, являются работами искусного мастера, который пытался изображать исторические события реалистично, другие медали и жетоны часто отмечали те же события символически.

Примером может служить один из жетонов, изображенный на рисунке 4. Жетоны были, как правило, меньшего размера, изготавливались из менее благородных металлов и предназначались в основном для массовой аудитории, а потому свободно распространялись в качестве сувениров.

Большие по размеру предметы, такие как медали и медальоны, предназначались для более состоятельной аудитории и сановников. Они, как правило, изготавливались из бронзы, олова или драгоценных металлов. [15] Таким образом, по размеру и типу металла можно было судить о целевой аудитории предметов.

Часто одна и та же медаль, изготовленная из меди, предназначалась для массовой аудитории, а отчеканенные в золоте или серебре для тех, кто был в состоянии заплатить за них немалые суммы. Такая дифференциация позволяла довести наиболее удачные в художественном смысле работы, такие как «Осада Бастилии» Бертрана Андрие, до максимально широкой аудитории. [16]

Рисунок 5. Жетон «Живи свободным или умри».

В жетоне «Vivre Libre ou Mourir», выпущенном в ознаменование взятия Бастилии, легко различить элементы символизма. Наиболее очевидные из них - легенда «Vivre Libre ou mourir», фригийский колпак, связки хвороста и геральдическая лилия. Все они непосредственно связаны с событиями 14 июля 1789 года и встречаются на различных медалях, знаменах и других памятных знаках.

Беглый просмотр каталога медалей революционной эпохи Хенинна, например, показывает, что лозунг, указанный на данном жетоне, встречается еще на некоторых медалях и жетонах [17]; за некоторым исключением, все они посвящены падению Бастилии, как символу рождения Свободы.

Также и фригийский колпак, будучи первоначально знаком эмансипации в Древнем Риме, который носили вольноотпущенники в знак своего освобождения и любви к свободе, во Франции стал олицетворять завоеванные гражданские свободы. В результате последующей трансформации, как отмечает Морис Домманже (Maurice Dommanget), к 1792 году фригийский колпак становится патриотическим и анти-аристократическим символом, который стали носить в общественных местах (их популярности способствовало и то, что похожие шапочки были головным убором французских бедняков-чернорабочих). [18]

Другой классический символ – связки прутьев (фашины) – олицетворяет силу в единстве. В революционную эпоху, фашины обрели дополнительный смысл. В дни Генеральных штатов фашины олицетворяли объединение трех сословий. В других случаях, связки прутьев или пик (или иногда багетов) могли символизировать департаменты Франции или единство Франции в целом. Связка из 16 пик олицетворяла Париж и его шестнадцать округов. Кроме того, имел значение и состав самой фашины. Пики, например, являлись простым оружием горожан и ассоциировались с той ролью, которую сыграла революционная толпа в штурме Бастилии и последующих революционных событиях. [19]

Объединенные вместе символы и надписи на медалях не только увековечивают Революцию, но и формируют мощный посыл для масс, а именно то, что сила заключена в коллективных действиях. Именно благодаря толпе 14 июля 1789 года были уничтожены остатки деспотизма, и именно коллективная сила толпы позволит сохранить завоеванную Свободу.

Несмотря на то, что на первый взгляд геральдические лилии кажутся неуместными на медали в честь падения Бастилии, необходимо вспомнить, что до 1792 года Людовик XVI все еще воспринимался многими как гарант Свободы во Франции. Его появление на ратуше 17 июля, казалось, должно было потворствовать действиям толпы еще три дня назад, увязывая, тем самым короля с идеалами, представленными в иконографии жетона, – по крайней мере, до того, как революционная толпа еще раз не продемонстрировала свою коллективную силу и свергла монархию 10 августа 1792 года.

Таким образом, жетоны и медали, используя как символы, так и реалистичные изображения событий или персонажей, служили мощным средством пропаганды идеалов и посылов французской революции, в данном случае, роль толпы в победе и обеспечение идей свободы.

Именно массы взяли Бастилию и побудили короля вернуться в Париж. Именно благодаря проявлению силы толпы была создана Республика и положен конец монархии. Вплоть до подавления восстания 13 вандемьера наполеоновским «дуновением картечи» толпа будет оставаться движущей силой революции, а медали и жетоны будут по-прежнему оставаться напоминанием о ее власти и ее успехах. Именно эта их потенциальная способность быть постоянным напоминанием о славе дней минувших, в конце концов, привела Давида к необходимости произнести свою речь перед Конвентом.

Примечания
1 Roger Marx, Les M?dailleurs Fran?ais depuis 1789 (Paris: Soci?t? de Propagation des Livres d'Art, 1897), 1.
2 See Jean Babelon, La Mйdaille de France (Paris: Larousse, 1948), 77, and Jean Babelon, La Mйdaille et les Mйdailleurs (Paris: Payot, 1927), 199-200.
3 Marx, 3-4; Babelon, Mйdaille de France, 77; and Sylvie de Turckheim-Pey, “Les mйdailles rйvolutionaires conservйes au Cabinet de la Bibliothиque Nationale,” in Les Images de la Rйvolution Franзaise, ed. Michel Vovelle (Paris: Publications de la Sorbonne, 1988), 199.
4 Mark Jones, The Art of the Medal (London: British Museum Publishing Ltd., 1979), 99; Mark Jones, Medals of the French Revolution: British Museum Keys to the Past (London: British Museum Publishing Ltd., 1977), 3-7; and Babelon, Mйdaille de France, 78; and Marx, Mйdailleurs, 3.
5 Michel Hennin, Histoire Numismatique de la Rйvolution Franзaise, ou description raisonnйe des mйdailles, monnaies, et autres monumens numismatiques relatifs aux affairs de la France dйpuis l'ouverture des Йtats-gйnйraux jusqu'а l'йtablissent du gouvernement consulaire, 2 vols. (Paris: J. S. Merlin, 1826; reprint, Maastricht: A.G. van der Dussen, 1987), I: 15-16.
6 Rolf Reichardt, “Prints: Images of the Bastille,” in Revolution in Print: The Press in France, 1775-1800, eds. Robert Darnton and Daniel Roche (Berkeley: University of California Press, 1989): 226.
7 Hennin, I:16.
8 Journal de Paris (Paris) 6 January 1790; cf. Hennin, I: 16.
9 Paul Delaroche, ed.  Trйsor de Numismatique et de Glytique (Paris: Chez Ritterner et Goupil, 1836), 8.
10 Babelon, Mйdaille de France, 78, and Babelon, Les Mйdailleurs, 194.
11 Hennin, I:48-49.
12 The first advertisements for these medal appeared almost a year after the 10 October 1790 issue of Gazette nationale, ou le Moniteur universal and the 25 October 1790 issue of the Journal de Paris.  See also Hennin, I: 48-49.
13 Hennin, I:48-49 and Delaroche, 17.
14 Hennin, I:49-50.
15 See Anthony Griffiths, “The Origins of Napoleon's Histoire Metallique, Part II,” The Medal 17 (1990), 29 and 36.  Both of Andrieu's medals, for example, were made of pewter.  See Hennin, I:16 and Delaroche, 8.
16 M. Jones, Art of the Medal, 99; M. Jones, Medals of the French Revolution, 1; and Adrien Blanchet, Mйdailles, Jetons, Mйreaux, vol. 3, Manuel de Numismatique Franзaise, by Adrien Blanchet and A. Dieudonnй (Paris: Йditions Auguste Picard, 1930), 79.
17 Interestingly, this jeton is not listed in Hennin's catalog or in any of the other major catalogs of Revolutionary-era medals.
18 Maurice Dommanget, “Le Symbolisme et le Prosйlytisme Rйvolutionnaires а Beauvais et dans l'Oise,” Annales historiques de la Rйvolution franзaise 3 (1926): 47-48; and Harold T. Parker, The Cult of Antiquity and the French Revolution (Chicago: University of Chicago Press, 1937; reprint, New York: Octagon Books, 1965), 140. Dommanget also notes that on 19 August 1789 the bonnet de la libertй also appeared on a medal honoring Bailly's nomination as mayor of Paris (and as with the jeton being discussed, it crowned a fasces).
19 Maurice Dommanget, “Le Symbolisme et le Prosйlytisme Rйvolutionnaires а Beauvais et dans l'Oise,” Annales historiques de la Rйvolution franзaise 4 (1927): 127; and Йlizabeth Liris, “De la Libertй а l'Union dans l'Iconographie des Drapeaux des Districts Parisiens,” Annales historiques de la Rйvolution franзaise 3 (1992): 350.

Оригинал материала: «The Transmission of Revolutionary Ideals Through the Art of the Medal» (Wayne Hanley)

Комментарии  

MarionKa
#1 Это знак смелости и честиMarionKa 10.03.2014 17:34
Знак отличия — Это знак отваги а так же чести, совершенных в интересах государства, на сайте http://ww2awards.info/sssr/medal_za_otvagu.html предложен обильный каталог орденов второй мировой войны

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика
Количество просмотров материалов
2931057