«Зарубежный коллекционер» приветствует всех, кто заглянул к нам на огонёк! Надеемся, что Вы найдёте у нас нужную и полезную для Вас информацию о коллекционных делах за рубежом и дома, в России. Заглядывайте почаще - всегда будем рады.
Искусство-антиквариат - Советы, полезная информация

Подделки фарфора, фальсифицированный фарфор (sammeln-sammler.de, Германия)

Сокращённый перевод

Подделки известны почти во всех областях коллекционирования, они вызывают негодование. Мы знаем о подделках в живописи, изобразительном искусстве или, скажем, в сфере коллекционирования жестяных игрушек. Там зачастую мы имеем дело с так называемыми вторыми экземплярами объектов, точным повторением их оригиналов.  Редкий случай, когда цена на репликаты повышается. А вот о том, что бывают подделки фарфора, причём не так уж и редко, знают лишь немногие коллекционеры.  

 

Надо, наверное, перенестись во времени в 17-й век, когда при дворах правителей, среди знати действительно существовал жадный интерес к китайскому фарфору. Когда где-то в 1700 году в Майсене изобрели квази-новый европейский фарфор, последующее его распространение не знало практически границ. Спрос на белое золото был огромным. Такая ситуация всегда создавала идеальную почву для подражателей и фальсификаторов. Следует исходить из того, что подражания и подделки появились сразу же после удачной попытки Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich B?ttger) получить фарфор. У многих коллекционеров уже возникают трудности в попытках отличить хорошие марки фарфора от низкосортного. Потому ещё труднее идентифицировать хорошие подделки, особенно такие, которые, возможно, были сделаны в 18-м или 19-м веках.

Какие же виды подделок существуют?

Самыми грубыми подделками можно считать нерасписаный и немаркированный фарфор с клеймами ценных марок. Кроме того, нередко можно заметить следы подкрашивания. Особенно отвратительно это выглядит, когда осколки ценных марок вставляют в более дешевые фарфоровые изделия. Я сам как-то сдал унаследованную вещь в ремонт в одну из многих мастерских по ремонту фарфора и был очень удивлён, когда мне её вернули хорошо починенной. Места починки были незаметны. Чтобы обнаружить их, мою вазу надо было бы просвечивать рентгеном.

Для фальсификаторов открыты все двери в том случае, если ведущие производители фарфора продают по дешёвке другим фирмам снимаемый с производства товар или продукцию второго сорта. Так называемый белый фарфор не расписывают, на нём, как правило, нет маркировки. Часто бывает, что удаляют часть уже нанесённых деталей, чтобы потом говорить о подделке. Этот приём выполняет ту же задачу, что и вычёркивание слова или буквы на бумаге. Затем следы вмешательства можно восстановить с помощью умения и современной техники.

На немаркированные вещи полностью белого цвета часто наносят маркировку других фирм, порой типичным для соответствующей фирмы цветом. Так дешевый фарфор превращается в якобы ценный экспонат, в чём коллекционеру-любителю трудно разобраться. Только опытный коллекционер может отличить роспись, нанесённую позднее, чем появилась сама вещь, так как техника росписи или нанесения краски со временем часто менялась. Белый фарфор появлялся в массовом порядке, когда одна из многих фабрик прекращала своё производство. Остатки продукции и её полуфабрикаты можно было выгодно купить и, разумеется, довести их до ума по своему вкусу. Поэтому мой самый главный совет: если Вы собираетесь приобрести дорогой предмет, то прежде, пожалуйста, познакомьтесь с вещами производителя на выставках или в музеях.

Часто фальсифицируют майсенский фарфор или делают вещи в подражание ему. На изделиях ее одной фирмы можно найти одни только скрещённые «голубые мечи». В этой связи я хотел бы посоветовать почитать небольшую книжечку В.Нойвирта (W. Neuwirth) «Майсенские марки. Оригинал, имитация, подделка, фальсификация» (Mei?ener Marken. Original, Imitation, Verf?lschung, F?lschung), изданную издательством самого автора Neuwirth-Verlag в Вене в 1980 году. На всякий случай стоит покопаться в abebooks (сетевой магазин. ? Ред.), поскольку там время от времени можно найти и другую литературу, интересующую коллекционеров.

Впрочем, такие совпадения не всегда продиктованы злым умыслом. Приведу пример с фирмами Limbach, Wallendorf или Longton Hall. Особенно это касается буквы W в качестве маркировки на изделиях фирмы Wallendorf периода 1764-1778 годов. Обе V переплетены, удивительно похожи голубые мечи! Что касается маркировки производителей фарфора, мог бы предложить Вам книгу Иммануила Похера (Emanuell Pocher) «Марки фарфора» (Porzellanmarken). Там представлены более 2000 марок. При этом книга очень хорошо структурирована, так что любую марку очень легко найти. Неизвестные марки очень легко идентифицировать с помощью простого ключа! Книга просто-напросто должна стать  инструментом любого коллекционера фарфора! С тем, чтобы перейти к книге Иммануила Похера воспользуйтесь ссылкой слева. Марки фарфора: Марки фарфора всего мира (Porzellanmarken: Porzellanmarken aus aller Welt).

Необходима осторожность и при покупке вещей с майсенским луковичным декором. У моей матери был такой кофейный сервиз, на донышке были изображены знаменитые голубые мечи. Долгое время я был уверен, что она является владелицей действительно ценной посуды. Только позже я выяснил, что такие  сервизы, в том числе и с голубыми мечами, выпускали в массовом порядке. Часто декор на таком массовом товаре, который можно было найти примерно с 1900 года, был не рисованным, а штампованным, но своим совершенством очень даже мог приводить в заблуждение коллекционеров.  

Оригинал материала: Porzellan F?lschungen, gef?lschtes Porzellan

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика
Количество просмотров материалов
2929677