«Зарубежный коллекционер» приветствует всех, кто заглянул к нам на огонёк! Надеемся, что Вы найдёте у нас нужную и полезную для Вас информацию о коллекционных делах за рубежом и дома, в России. Заглядывайте почаще - всегда будем рады.
Куклы, игрушки - История

История куклы (le.gatinais.pagespersoorange.fr)

Сокращённый перевод

Подавляющее большинство кукол представляет собой игрушку для детей, обычно для девочек. Некоторые из них имеют чисто декоративное или культурное значение. Иногда они связаны с обрядами и церемониями, а порой представляют собой даже божество. Куклы бывают самые разные: шарнирные, мягкие, пупсы. Любая из них может стать поводом для того, чтобы заняться коллекционированием, собирать их в зависимости от своих предпочтений или материала, из которого они изготовлены: куклы из дерева, фарфора, папье-маше, целлулоида, воска, фетра, ткани или пластика. Кстати, латинский термин plangonophiles (плангонофилия), определяющий данную область коллекционирования, официально не признан. Кукла часто используется в целях продвижения мыльных опер, для чего их герои появляются в продаже в виде кукольных персонажей. На нынешнем рынке можно часто встретить также изделия для мальчиков, например, игрушечных солдатиков GI Joe, но кукла всё же - вещь для девочек.

 

В Японии существует целая индустрия, создающая восхищающие своей физической красотой куклы для девушек. Стоят они дорого, так как изготавливаются вручную и в небольших количествах. В стране ежегодно проводится фестиваль Хинамацури (???), иначе - Праздник девочек или Праздник кукол, на котором демонстрируются японские куклы.

Некоторые первые известные куклы были найдены в результате археологических раскопок в египетских гробницах детей. Такие находки датируются двадцатым веком до нашей эры. Это терракотовые статуэтки из дерева, кости, в том числе слоновой, из воска и нефрита. С пятого века до нашей эры мы находим фигурки с подвижными руками и ногами, уже переживающие адаптацию к игровой деятельности.

Широкое распространение куклы получили в Средиземноморском бассейне. Купцы торговали ими  вместе с керамикой во всех странах этого региона. В Древней Греции была деревня ремесленников, изготовлявших куклы, если это было необходимо, в массовом количестве. Обычно это была маленькая девочка, ростом 20-25 сантиметров, но появлялись также куклы, сделанные с формы и изображавшие уличных танцоров, комедиантов и солдат.

Кукла была уменьшенной копией человека, статуей, имевшей также магическое и религиозное значение. Их использовали в качестве объекта для поклонения, на похоронах, как оберег или талисман. В Риме в колыбели ребёнка были игрушки, посвящённые Бахусу, а в могиле - подземным богам. Их делали из слоновой и простой кости, из древесины. Китайцы были одними из первых, кто стал изготовлять фарфоровые куклы.

Очень мало информации о куклах средних веков. Сохранились некоторые из них, изготовленные до XIII века. Это терракотовые статуэтки дам и всадников. Делали их из одного цельного куска материала. В XVI веке появились первые куклы, сделанные мастерами для детей аристократии. Они изготавливались из дерева и ткани. К концу века во Франции создаётся кукла, целью которой было продвижение французской моды за рубежом. Города Нюрнберг и Гамбург, являвшиеся важными центрами изготовления кукол, были известны своими куклами из самшита. К 1540 году относится документ, сообщающий о куклах, сделанных из смеси глины, бумаги и гипса.

В XVII и XVIII веках появляются куклы с более тонкой отработкой деталей, у них стеклянные глаза, крашеные волосы. Используются  самые разные материалы: воск, бумага, формованное папье-маше, что позволяет делать куклы более дешёвыми. В XVIII веке получают распространение восковые куклы, сделанные для детей богатых родителей. В 1700 году в Нюрнберге для изготовителей кукол вводятся очень строгие правила производства. К нему подключаются модистки, портнихи и парикмахеры, популяризующие парижскую моду.

В XIX веке на смену ремесленникам пришло  промышленное производство. У куклы того времени - жесткое туловище, обёрнутое кожей, конечности - из ткани или кожи - наполнены опилками, голова из папье-маше, стеклянные глаза и окрашенные волосы, поворачивающаяся шея. Кукла становится более реалистичной. Затем для изготовления кукол стал использоваться бисквитный фарфор.  На рынок изделия из него пришли после Всемирной выставки 1878 года в Париже, где был представлен новый тип куклы - младенец с бисквитной головой.

Свидетельством международного признания достижений французской индустрии кукол и игрушек является широкое распространение кукол «b?b?»  Ведущими производителями отрасли той эпохи были  Жюмо (Jumeau), Брю (Bru), Готье (Gaultier), Steiner (Штайнер), Фляйшман (Fleischmann), Тюилье (Thuillier), Шмитт (Schmitt) и Галопо (Halopeau).

В 1899 году с целью обуздания конкуренции, в частности, со стороны Германии, французские производители кукол, хотя их изделия и пользовались широким признанием, объединились в компании SFBJ (Французское общество производителей кукол и игрушек. - Прим. пер.). Новинкой SFBJ стала серия характерных кукол-детей, с выразительными чертами лица и пропорциями очень маленьких детей, даже младенцев.

Применение, начиная со времени Первой мировой войны, новых материалов для изготовления кукол, в том числе целлулоида, набитых тканей, фетра, позволило конкурировать в изготовлении кукол с фарфором. Эту конкуренцию составили куклы Штайфф (Steiff, Германия),  Кэте Крузе (Cat Cruse, Германия), Ленчи (Lenci, Италия) Кэмкин (Kamkins, США) и Венеры (Venera, Франция).

Рынок требовал кукол нового морфологического типа - и появляется выглядевшая как живая кукла-младенец, с большой головкой, без волос, с «живыми» глазками, способными водить по сторонам. К ведущим французскими производителям того времени к SFBJ добавились производители целлулоидных кукол: фирмы Petitcollin, la SNF (Нобелевская французская компания) и Convert ?  Oyonnax  dans l'Ain. Популярные журналы рекламируют детские куклы класса «премиум», среди которых наиболее известной является, безусловно, кукла Блёэтт (Bleuette) с её богатым приданым, которое приобретали в комплекте с куклой или же изготавливали по моделям модных журналов. Начиная со второй половины XX века, разрабатываются новые пластиковые материалы, что привело к постепенному отказу от всех прочих материалов. В 1956-1959 годах американцы выпустили куклу-манекен Барби (Barbie). Это кукла не развивала чувство материнства, но очень эффективно воспитывала личность. Во Франции основными конкурентами Барби являются Кэт (Cathie) и Тресси (Tressy) фирмы Bella, а также Милли (Mily) и Долли (Dolly) фирмы G?g?. В 1951 году журнал для женщин «Modes & Travaux» предлагает эксклюзивные куклы, для которых предусматривается ежемесячное пополнение гардероба. Куклы Франсуаза (Fran?oise), Мишель (Michel) и другие по-прежнему имеют большой успех у коллекционеров. 

Среди крупных производителей, использовавших в качестве материала целлулоид, были фирмы Petitcollin, Nobel, Convert и Mar?chal. Однако на смену им приходят новые предприятия, изготавливавшие кукол из пластмасс: фабрики Bella, G?g?, Clodrey и много позднее - Corolla. Ко всему в 1960 году кукольная индустрия отказывается от целлулоида как легковоспламеняющегося материала. Начинается использование электроники для изготовления говорящих кукол, микропроцессоры позволяют наделять кукол различными поведенческими функциями.

Конкуренция с азиатскими производителями, рост цен на сырье из-за потрясений на нефтяном рынке стали причиной экономических трудностей, ускоривших закат основных фабрик по производству французской куклы (Bella, Gege, Raynal и Clodrey).

Фирму Corolle, созданную Катрин Рефаберт (Catherine R?fabert) в 1978 году и столкнувшуюся с сильной конкуренцией Барби, приобрела её производитель компания Mattel. На неё приходится сегодня около 18% рынка. До 2004 года большинство кукол Corolle было изготовлено во Франции.
 
Оригинал публикации: L'histoire de la poup?e


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Статистика
Количество просмотров материалов
3083392